Такое ощущение, что ты – дрессированная обезьянка-астронавт. Чему тебя научили, то и делаешь. (с)Чак Паланик "Бойцовский клуб"
Сфинкс)) Как всегда, в комментари буду добавлять найденное)))
Сфинкс был высечен из живой скалы известняковой породы, которая залегает на плато в виде пластов различной степени твердости. Представляется, что изначально, возможно, на поверхности плато выступала часть более твердой породы; из этой части была высечена голова Сфинкса. Усилия затем были направлены вниз, на более мягкий известняк: по кругу был вырублен котлован, но оставлен в центре массив нетронутой скальной породы, которому затем еще больше придали форму туловища Сфинкса. Считается, что большое количество скальной породы образует часть внутренних блоков одной или нескольких пирамид. Какая-то часть, несомненно, использовалась при строительстве Сфинксового храма. Этот район, по существу, является карьером.
Поскольку корпус Сфинкса располагается ниже прежнего уровня поверхности и находится внутри широкого искусственного котлована, то он очень быстро засыпается песком. На протяжении большей части своей истории, таким образом, его туловище было скрыто под песком. Над поверхностью видна была только его голова.
Сфинкс был высечен из живой скалы известняковой породы, которая залегает на плато в виде пластов различной степени твердости. Представляется, что изначально, возможно, на поверхности плато выступала часть более твердой породы; из этой части была высечена голова Сфинкса. Усилия затем были направлены вниз, на более мягкий известняк: по кругу был вырублен котлован, но оставлен в центре массив нетронутой скальной породы, которому затем еще больше придали форму туловища Сфинкса. Считается, что большое количество скальной породы образует часть внутренних блоков одной или нескольких пирамид. Какая-то часть, несомненно, использовалась при строительстве Сфинксового храма. Этот район, по существу, является карьером.
Поскольку корпус Сфинкса располагается ниже прежнего уровня поверхности и находится внутри широкого искусственного котлована, то он очень быстро засыпается песком. На протяжении большей части своей истории, таким образом, его туловище было скрыто под песком. Над поверхностью видна была только его голова.
Усилия затем были направлены вниз, на более мягкий известняк - если, более мягкий, то за время, которое затратили на строительство (его же строили очень долго?) он должен был начать разрушаться))
На Земле нет и никогда не было статуи, превышающей размерами Большого Сфинкса. Она вытесана из цельной глыбы, остававшейся в карьере, откуда добывали строительный материал для пирамид Хуфу и Хафры.
Расстояние от передней лапы до хвоста статуи составляет более 53 м, ее высота достигает 20 м, ширина лица равна 4,1 м, высота лица – 5 м, от верхушки до мочки уха – 1,37 м, а длина носа – 1,71 м.
т.е. везде пишут, что он был высечен из цельной скалы! но... надо идти в библиотеку, чтобы разобраться)))
вот, что я еще нашла))
Сфинкс символизирует достоинство. Королевскую власть, мудрость, могущество и силу. В Древнем Египте существовало три разновидности сфинксов, с человеческой головой и телом льва (андросфинкс); с головой сокола (хиеракосфинкс) и с головой барана (криосфинкс). Самым древним и большим сфинксом является Великий Сфинкс в Гизе, который охраняет подходы к пирамидам. Он был создан из извести примерно в 26 веке до н.э. Предполагается, что лицо сфинкса представляет собой бога Гора наблюдающего, как восходит над горизонтом его отец Ра, солнце.
Древние египтяне не считали Сфинкса ни чудовищем, ни женщиной, подобно грекам, у них это существо не задавало загадок и не убивало людей. В понимании египтян Сфинкс представлял собой статую властителя либо бога, чью мощь символизировало тело льва. Они назвали эту статую шесеп-анх, что означало «живой образ» (правителя). Греческий вариант названия возник значительно позднее и вскоре возвратился в Египет. Как бы то ни было, без сомнений. Сфинкс, стерегущий Великие пирамиды Гизы, с его таинственной, словно бы несколько презрительной улыбкой, являл собой неразрешимую загадку. Не одно поколение ученых задавалось вопросами: чьим воплощением был Сфинкс, когда и каким образом он был создан? Более века продолжалось изучение статуи. Ученые применяли порох и буровые машины. После долгих трудов исследователям удалось раскрыть истинное имя Сфинкса. Арабы, проживающие в этом районе называли статую Абу'л Хол, что в переводе означает «отец ужаса». Филологи установили, что полное название статуи означало «живой образ Хафры». То есть Сфинкс являлся воплощением царя Хафры с телом царя пустыни и с символами царской власти. Таким образом, в понимании древних египтян Сфинкс представлял собой бога и льва в одном лице, стерегущего свою пирамиду.
Хотя имя Сфинкса происходит из греческого, его корни следует искать в Египте. Из Египта миф о Сфинксе распространился в Ассирии, Греции, а затем и во всей Западной Европе. В ассирийской и древнегреческой цивилизации Сфинкс был широко представлен в архитектуре и изобразительном искусстве. Его изображения можно увидеть на античных колоннах, вазах, золотых украшениях, на щитах и оружии воинов. За свою историю Сфинкс почти утратил божественную сущность. Уже в древние времена не существовало единого представления о Сфинксе. Как уже сказано, в Египте он представлял собою бескрылое мужское существо и часто изображался сидящим.
Шумерская история происхождения Сфинкса резко отличается от египетской. Если в Египте Сфинкс почитался божественным символом власти фараонов, то в «Энума элиш» он выступает как воплощение зла, плод гнева и жажды мщения. Возможно, такая трактовка объясняется тем, что литературные образы вымышленных существ нередко отличаются от их художественного воплощения. Это обусловлено тем, что в древних литературных памятниках редко описывается внешний вид существ – либо подразумевается, что людям отлично известно, как они выглядят, либо решение этой задачи отдается на откуп их фантазии.
В Древнем Египте иероглиф Сфинкса – «неб» означал «хозяин», «правитель». Сфинкс служил также символом постижения истины. Не случайно фараоны восседали на троне, опирающемся на лапы льва. Некоторые исследователи высказывают мнение, что в Египте Сфинкс считался еще охранителем религии и божественных мистерий и даже символом воскрешения после смерти. В качестве хранителя тайн Сфинкс вновь появляется в эпоху Возрождения. Тем не менее, возникшая в «Энума элиш» традиция Сфинкса-зла оказала большое влияние на формирование его европейского образа. Гесиод называет Сфинкса дочерью Орта и Ехидны. Аполлодор – дочерью Цифея и Ехидны, он же утверждает, что музы научили Сфинкса его загадкам. В Греции Сфинкса издавна ассоциировали с болезнями и смертью; дыхание дочери Цифея обращалось в жаркий южный ветер сирокко, губительный для всего живого. Средневековые авторы черпали знания о Сфинксе из «Библиотеки» Аполлодора и «Эдипа» Сенеки. Поэтому неудивительно, что для Андреа Агатти (1491- 1550) Сфинкс – воплощение невежества, для Эдмунда Спенсера (1552-1599) – символ инквизиции, а для Бенджамина Джонсона (XVII век) – «вечный враг любви и красоты, заманивающий их в свои ловушки». Лишь Фрэнсис Бэкон считает Сфинкса символом науки и знания.
В средневековой литературе, философии, теологии и психологии Сфинкс символизирует «чудовищные силы разрушения мысли, речи и рассудка». Книга Фрэнсиса Бэкона «Сфинкс, или Знание» посвящена описанию борьбы Знания и Невежества. Для него знание – неисследованная страна, загадка, требующая разрешения. Знание может стать мучительным и опасным для человека, не готового принять его. Сфинкс у Бэкона – олицетворение «разрушительной одержимости», охватывающей человека, стремящегося к знаниям, символ «жизненной необходимости подхода к ним с холодным рассудком». Вот отрывок из книги Бэкона: «Знание в руках невежественного и неумелого человека, без преувеличения, становится чудовищем. Знание многогранно и может быть применено по-разному. У него лицо и голос женщины – олицетворение его красоты. У знания есть крылья, потому что научные открытия распространяются очень быстро, невзирая на границы. Острые и цепкие когти нужны ему для того, чтобы аксиомы и аргументы проникли в человеческое сознание и накрепко удерживались в нем, так, чтобы от них нельзя было избавиться. И если они неправильно поняты или использованы, они приносят беспокойство и мучения тем или иным путем и, в конце концов, просто разрывают сознание на куски». Взгляд Бэкона на Сфинкса – очень близок греческому. Отношение Бекона к знанию сродни отношению Эдипа к Сфинксу.
Современник Бэкона Михаэль Майер развивает его аллегорию. Майер советует любому здравомыслящему человеку не забывать о том, что истина постигается путем преодоления многих ошибок и ошибки эти всегда мучительны: «Это то, что философы древности пытались сказать нам, говоря о Сфинксе». Для Майера Сфинкс – символ «труднодоступности и запутанности искусства философствования» не только для фивян, но и для египтян задолго до них. Сфинкс загадывает загадки, стоя перед «вратами философии», и «не вредит тем, кто проходит мимо; того же, кто, считая себя мудрым и достойным, пытается отгадать загадку, в случае неудачи ждет разрушение: его сердце будет разорвано сомнениями и он потеряет рассудок – таков смысл философии, и тот, кто понимает его, поймет и меня». С восприятием Сфинкса Бэконом и Майером хорошо согласуется фраза Георга Фридриха Гегеля, произнесенная два столетия спустя: «Человеческая голова на зверином теле олицетворяет Разум, возвышающийся над Природой, который, однако, не в состоянии полностью оторваться от своей связи с ней». В поэме Ральфа Эмерсона «Сфинкс» (1841) автор излагает свое видение философского смысла встречи человека с этим загадочным существом. Эмерсон повторяет сюжет трагедии о царе Эдипе: Сфинкс останавливает странника и загадывает ему загадку и, если тот дает правильный ответ, исчезает. Впрочем, поэма Эмерсона – больше чем повторение истории Эдипа. Его постаревший, почти глухой Сфинкс с дряхлыми крыльями так и не встретил человека, способного понять истинный смысл связи человека с природой. Загадка – в самом Человеке, и с ним устами Сфинкса говорит сама Природа. Путешественник-поэт легко дает верный ответ, потому что видит мир не только глазами, но и душой. Сфинкс символизирует разум поэта, стремящийся слиться с его душой, разум, страдающий, будучи оторванным от души. Его жилище – мятущееся сознания поэта. Удивительно то, как охотно новеллисты XIX и XX веков подхватили идею о том, что Сфинкс обретает реальность лишь в человеческом разуме. В одноименном рассказе Эдгара По Сфинкс существует только в воспаленном воображении человека, одержимого ужасом перед смертью от холеры. В главе романа «Моби Дик» Германа Мелвилла, названной «Сфинкс», не фигурирует сам Сфинкс – его образ возникает в сознании капитана Ахаба, когда тот видит поднимающуюся из океана голову кита. В «Сфинксе» Оскара Уайльда поэту чудится «любопытная кошка с «пестрыми» глазами и золотыми ресницами», лежащая в углу комнаты на китайском коврике, иными словами, домашний Сфинкс – олицетворение охвативших сознание поэта разрушительных чувственных грез.
А в «Машине времени» Герберта Уэллса слепой и больной Белый Сфинкс служит символом племени каннибалов, в которых превратился род человеческий. Фрэнсис Бэкон посеял ветер. Пожинать же бурю приходится современным поколениям. Символы, заключенные в образе Сфинкса, не были оставлены без внимания Зигмундом Фрейдом (1856-1939). В «Толковании сновидений» Фрейд утверждает, что «судьба царя Эдипа волнует нас только потому, что на его месте мог бы оказаться любой из нас». Ученики Фрейда извлекли Сфинкса из человеческого подсознания на свет божий.
В статье «Фрейд и человеческая душа» (1983) Бруно Беттельхейм предлагает читателю собственное прочтение мифа об Эдипе: «Поскольку известно, что Сфинкс знал огромное количество загадок, следует полагать, что загадка, данная Эдипу, предназначалась именно ему». Он далее пишет: «Очевидно, что Эдипа, над которым довлели последствия травмы, более чем других волновали проблемы хождения и символы способов передвижения, к которым прибегают люди разных возрастов; будучи уже взрослым юношей, все еще ползающим на четвереньках, он гораздо больнее, чем какой-нибудь малыш, осознает свою неспособность встать на ноги. История встречи со Сфинксом подчеркивает, что ответ на загадку жизни – не просто человек, а каждый из нас». В психоаналитике Сфинкс предстает довольно полезным чудовищем, заинтересованным во благе тех, кто с ним соприкасается. Зная о страстном желании Эдипа ходить и о том, что невозможность этого связана с нанесенной ему в детстве травмой, Сфинкс, как любой чего-то стоящий психоаналитик, не просто задает Эдипу наводящие вопросы, но и подталкивает его к правильным ответам.
На картине Энгра «Эдип и Сфинкс» внимание уделено в основном царю: обнаженный Эдип стоит оперевшись о придорожный камень и, наклонившись вперед, смотрит прямо на
Сфинкса, сидящего на камнях у входа в пещеру. Свет падает на его лицо и длинные черные волосы. Сфинкс же почти целиком укрыт в тени скалы. На фоне черного входа в пещеру четко видна нога спрятавшегося в ней человека; другой человек, объятый тревогой, стоит позади Эдипа, он испуганно глядит на Сфинкса и порывается к бегству. На горизонте изображен силуэт Фив – храм и покатая крыша здания с колоннами.
Жан Огюст Энгр
«Эдип и Сфинкс» (1808)
Гюстав Моро
«Эдип и Сфинкс» (1864 г.)
У огромных лап Сфинкса приютился маленький храм, в настоящее время полностью разрушенный. В Египте, в период Среднего и Нового царства сфинксы часто изображались с головой барана или сокола. Например, в Карнакском храме сохранилась целая аллея бараноголовых сфинксов. Однако Большой Сфинкс в Гизе – самый древний из египетских сфинксов. По-видимому, сфинксы играли роль стражей священных мест.
В средние века изображения сфинксов чаще всего помещали на фризах дворцов. Постепенно образ сфинкса утратил свою дурную славу, став символом таинственности и роковой судьбы.
Изваяния двух сфинксов были найдены при раскопках в столице Древнего Египта Фивах, приобретены правительством России и установлены по сторонам лестничного спуска к гранитной пристани на Неве. Пристань была сооружена по проекту К. А. Тона в 1832 - 1834 гг. Солнечные лучи падают строго перпендикулярно на лицо древнего Сфинкса в Египте. Этот астрономический феномен, недавно открытый учеными, бывает лишь два раза в год – 21 марта и 21 сентября. Специалисты определили угол падения лучей и вычислили точную дату этого явления только с помощью сложных астрономических и математических формул.
Таким образом, местоположение самой большой в мире монолитной скульптуры свидетельствует о высочайшем уровне развития науки в Древнем Египте. Сфинкс великая загадка Египта, объект нескончаемого поклонения и паломничества жителей Древнего мира: древних египтян, греков и римлян. Но даже для древних египтян сфинкс был загадкой, ибо время его создания относится еще к эпохе существования остатков Атлантиды – части северной провинции Портеи. Египтяне не зря считали сфинкса солнечным божеством, которое до сих пор остается загадкой.
Самым древним и большим сфинксом является Великий Сфинкс в Гизе, который охраняет подходы к пирамидам. - что он охранял? Если его построили, когда еще не было пирамид. Он же старше всех вместе взятых пирамид
Ученые применяли порох и буровые машины. - нормально.
На фоне черного входа в пещеру четко видна нога спрятавшегося в ней человека - похоже, что человек не спрятался, а уже коньки отбросил
Египтяне не зря считали сфинкса солнечным божеством, которое до сих пор остается загадкой. - которую никогда не разгадают
Хоть убей, поверить в это никак не могу
что он охранял? гробницы фараонов, их покой))
Если его построили, когда еще не было пирамид. отвечу так: обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадочными...
египтологи просто сами не знают, скорее всего))
похоже, что человек не спрятался, а уже коньки отбросил ну это было бы слишком грубо, вот и заменили))
которую никогда не разгадают
гробницы фараонов, их покой)) - не было их еще
отвечу так: обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадочными... - они так и останутся "ПОКА"
ну это было бы слишком грубо, вот и заменили)) - а то я уж и так, и этак рассматривала
не было их еще - все ясно)) ты за версию, что он был построен древними?))
они так и останутся "ПОКА" - что верно, то верно))
а то я уж и так, и этак рассматривала - я помню, долго не могла найти этого спрятавшегося человека, а когда все-таки увидела)))
Я бы в прошлое
ты за версию, что он был построен древними?)) - да, причем древними не с нашей планеты
я помню, долго не могла найти этого спрятавшегося человека, а когда все-таки увидела))) - да ладно тебе, нога же на виду торчит
куда предпочитаешь? для начала в библиотеку, а потом можно и в прошлое))
Я бы в прошлое вместе махнем))
да, причем древними не с нашей планеты понятно)) все может быть))
да ладно тебе, нога же на виду торчит кому навиду, а кому и не очень))) слепая я )))
для начала в библиотеку, а потом можно и в прошлое)) - а я бы в прошлое
вместе махнем)) - естественно
все может быть)) - ладно, ты начала понемногу соглашаться
кому навиду, а кому и не очень))) слепая я ))) - неа
Дело за малым - машина времени - угу
ладно, ты начала понемногу соглашаться
угу - тогда, начинай изобретать))
тогда, начинай изобретать)) ога
Ты начинай, на Санечку с Гефочкой хочется посмотреть
Ты начинай, на Санечку с Гефочкой хочется посмотреть о господи, да.....было бы просто
да.....было бы просто - и еще Ахилла с Патроклом
Начинай - начну со следующей недели)))
и еще Ахилла с Патроклом - ага))) и пирамиды))
ага))) и пирамиды)) - куда же мы без них
а еще Тунгусский метеорит - о! Тунгусска)) это просто супер))
о! Тунгусска)) это просто супер)) - думаю, ты знаешь, что я думаю на эту тему
А, как ты думаешь, что взорвалось над Тунгусской?